Новости
14 декабря 2017, 01:03

Семья — это малая Церковь

Беседа с протоиереем Александром, настоятелем храма святой блаженной Ксении Петербургской

Не так давно на страницах газеты мы начали разговор о том, что представляет из себя современная семья, есть ли у неё шанс на выживание, ведь сейчас повсеместно распространены так называемые гражданские браки. Наши читатели также высказывают свои мнения, а в группе «Шуйских известий» в «Одноклас­сниках» подавляющее большинство участников опроса проголосовало именно за традиционные семейные отношения. А что думает по этому поводу отец Александр, побывавший на днях в редакции газеты? - Я прежде всего хотел бы озвучить на основании Священного Писания точку зрения православной церкви, - сказал батюшка. - Если мы говорим о семье, браке - это единственное, что осталось в человеческом обществе от рая. Первая семья была создана Господом в раю. Бог дал заповедь Адаму и Еве возделывать землю, плодиться и размножаться, царствовать над природой, которую Он создал в дар человеку. В церковном понимании семья - это малая церковь, потому что сам Господь говорит в Евангелии: «Если двое или трое собраны во имя моё, то сам я посреди них». Если каждая семья являет собой малую Церковь, то и всё государство является подобием Царства Божия. Конечно, достигнуть полного совершенства невозможно, но можно создать на земле образ Царствия Божия, а можно - образ ада. Достаточно вспомнить из Священного Писания, что было с городами Содомом и Гоморрой, или как мир был уничтожен из-за разврата людского вселенским потопом.

- Иногда возникает ощущение, что мы и сейчас живём в безумном мире... - Сейчас мы являемся свидетелями апокалиптических процессов в мировом масштабе. Мир семимильными шагами движется к своему концу. Конечно же, Россия является христианским государством, где был очень развит институт семьи. Наша страна всегда была сильна крепкими семьями. Семья на Руси была оплотом, духовной крепостью для человека. Если мы почитаем жития русских христианских святых, то увидим, что все выдающиеся деятели науки, культуры, искусства, церкви происходили из благочестивых семей, были рождены праведными родителями. Так было с Николаем Чудотворцем, Иоанном Златоустом, Сергием Радонежским. С воспитанием в детей закладывались целомудрие, нравственность. И семьи были крепкими, верными. Это один из краеугольных камней нашей и общественной, и духовной жизни. Господь благословлял наше государство такими замечательными, талантливыми людьми. Мы почему-то нечасто приводим себе в пример жизнь святых. Мы видим лишь то, что лежит на поверхности. Вот, например, мать Иоанна Златоуста овдовела в 20 лет, второй раз замуж не вышла. Святая блаженная Ксения Петербургская овдовела в 26 лет. Будучи дамой высшего света, она без проблем могла бы заключить второй брак, но вместо этого раздала своё имущество и приняла на себя подвиг юродства ради спасения души скоропостижно скончавшегося мужа. Вот вам пример жертвенной любви, верности. Ведь что такое любовь? Это жертвенность, самопожертвование. Счастье бывает, когда человек живёт не ради себя, а ради ближнего. Муж - для жены, жена - для мужа. Тогда получается семейное счастье. А когда человек живёт только для себя, это эгоизм, на этом ничего не построишь. И вообще семья - это здание, которое супруги строят по кирпичику всю свою жизнь. Ведь счастье даётся тем, у кого есть задатки, желание, строительный материал, чтобы выстроить крепкие семейные отношения. Это взаимная симпатия, взаимная любовь. Вот на этой ниве и надо трудиться, развиваясь духовно, живя для ближнего. Появляются дети - они тоже требуют внимания. То есть, семья - это крест, это служение, когда свои интересы уходят на второй, пятый план, а на первый выходит служение ближним. В семье мы учимся терпению, смирению, любви, через самоотречение приближаясь таким образом к Богу.

- Что церковь называет гражданским браком и признаёт ли его? - Церковь называет гражданским брак государственный, заключённый в ЗАГСе, и признаёт этот брак, хотя и не считает его совершенным. Брак совершенный - церковный, освящённый таинством венчания. А то, что сейчас называется браком гражданским, - это блудное сожительство. Грех блуда относится к смертным грехам и наносит огромный ущерб и духовному, и физическому здоровью человека. Отсюда и больные дети, и бесплодие... У нас одна православная вера, один Господь, одно крещение. В идеале должен быть и один-единственный брак, освящённый таинством венчания. Да, бывают случаи, когда человек оступился, обжёгся по молодости, по неопытности совершил какую-то ошибку, и поскольку супруги далеки от духовного образа жизни, они начинают изменять друг другу, скандалить, злоупотреблять спиртным. Понятно, что вместе им жить становится невозможно, но в любом случае это трагедия.

- Но если люди понимают, что совершили ошибку, и развод - единственный выход из положения? - Развод, новый брак, а то и не один... А я приведу такой пример. Каждый держал в руках канцелярский скотч. Если его приклеить раз, он держит крепко, но можно приклеить и во второй, третий, пятый, и с каждым разом он будет держать всё хуже. Так же и человеческие отношения. Брак - это благословенный союз, как говорят, первая жена - от Бога, поэтому, чтобы создать семью, нужно готовить себя к ней ещё до брака. Не просто так выйти замуж, жениться, потому что подошло время, настаивают родители или потому что так принято в обществе. Человек должен созреть нравственно, духовно, приобрести нужные для жизни хозяйственные навыки, чтобы он смог потом пронести этот крест по всей своей жизни. Когда мы совершаем венчание, мы никогда не говорим радужных, несбыточных слов, что у молодожёнов впереди всё прекрасно, наоборот, мы предупреждаем, что в жизни будут и испытания, и искушения, к которым люди должны себя готовить. Когда парень дружит, общается с девушкой — это одно, когда они начинают жить семьёй, тут совершенно другое: разные характеры, воспитание, идёт притирка друг к другу. Сравню с новым двигателем машины, который должен пройти обкатку - две с половиной тысячи километров. Или ещё пример: галька на берегу моря. Округлые камешки отшлифованы волнами друг о друга до такого состояния, а ведь изначально они были ребристые, имели другую форму. Так и в семейной жизни происходит притирка, обкатка, особенно в первые годы. Могут быть и ссоры, но всё зависит от духовной, нравственной зрелости человека.

- Безусловно, здесь важную роль играет церковь... - Именно так. Человек живёт духовной жизнью, когда ходит в церковь, участвует в церковных таинствах, работает над своими недостатками. Можно представить семью в виде треугольника. В верхнем углу - сам Господь, нижние две точки - муж и жена. Когда оба они имеют связь с Богом, даже если между ними происходят какие-то трения, это компенсируется, поскольку люди живут духовной жизнью, подпитывают друг друга. Взаимная влюблённость, симпатия являются лишь основой, строительным материалом семьи. Когда взаимное влечение ослабевает, остаётся только личность человека. Живём-то мы в конечном счёте с душой, и если в ней пустота, начинаются проблемы.

- Отец Александр, сейчас много разговоров вокруг второго венчания Аллы Пугачёвой. Слышала мнение, что брак заключается на небесах лишь единожды, и церковь не приветствует повторное венчание... - Церковь в принципе разрешает два церковных брака, ведь бывают случаи, когда муж или жена остаются вдовцами. Церковь не препятствует второму браку таких людей, никакого особого разрешения здесь не нужно. Третий церковный брак уже не приветствуется, он возможен в каких-то исключительных случаях, и то с наложением епитимьи, и только ради того, чтобы человек не жил в грехе. Если мы вернёмся к самому таинству венчания, то можно отметить, что торжественные, проникновенные молитвы читаются при заключении первого брака. Если брак второй, то молитвы совершенно другие, в них больше покаянных слов, и второй брак не является таким торжеством, как первый.

- А если речь не идёт о том, что один из супругов ушёл в мир иной? Возьмём ту же Примадонну... - Вообще сначала должен произойти процесс воцерковления человека, он обязан знать, что такое духовная жизнь, что такое семья в христианском понимании. Часто люди идут под венец в угоду моде, общественному престижу. Человек не понимает, что он пред Богом даёт обет верности своей второй половине, обещает пройти с нею по жизни, быть рядом и в горе, и в радости. Из Евангелия со слов Христа мы знаем, что основанием для расторжения брака является лишь супружеская измена.

- Но давайте вернёмся к теме второго венчания... - Этот вопрос рассматривается правящим епископом, потому что, если люди, будучи в полном здравии, расторгли брак, то это уже компетенция управляющего епархией. Для того, кто неповинен в распаде семьи, никаких препятствий не бывает, а кто виноват, должен понести наказание: на него накладывают епитимью, чтобы человек мог раскаяться. Сейчас у нас есть документ, который называется «Социальная концепция русской православной церкви», там все эти вопросы подробно прописаны. Этот документ, в котором так же подробно рассмотрены и прочие вопросы личностной и общественной жизни человека, можно найти на сайте Патриархии, в печатном виде. Так что полюбопытствуйте, почитайте. Хочется молитвенно пожелать нашим читателям Божией помощи в деле личного духовного развития. Бог и Его Святая Церковь с любовью и радостью принимают всякого кающегося и стремящегося к добру человека. Нужно стараться как можно раньше заложить доброе христианское основание своей жизни, ориентироваться на жизнь святых и быть примером своим детям и окружающим нас людям, в чём да поможет нам Отец Небесный и предстательство святых! Божие благословение да пребудет с вами!

Материал к печати подготовила Елена Сушина.

Автор: Елена Сушина
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg